<br>Мероприятия

Материалы вебинара «Учебный курс «Индивидуальный проект»: нормативное правовое обеспечение и оценка»
Материалы семинара «Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся на уровне основного общего образования»
Материалы конференции «Актуальные вопросы реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»
Материалы семинара «Программа учебного курса «Индивидуальный проект»
Материалы семинара «Формирование системы условий реализации ООП:требования к материально-техническим условиям на уровне среднего общего образования»
Материалы семинара «Формирование учебных планов на уровне среднего общего образования. Индивидуальный образовательный маршрут»
Материалы семинара «Внеурочная деятельность в контексте реализации ФГОС среднего общего образования»
Архив 2017 год
Материалы вебинара «Особенности формирования и реализации учебного плана среднего общего образования»
В октябре - декабре 2017 года центром сопровождения ФГОС общего образования была проведена серия межмуниципальных семинаров по теме «Актуальные проблемы введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»

Цель семинаров — методическое сопровождение реализации ФГОС среднего общего образования в рамках  реализации мероприятий регионального проекта «Повышение уровня готовности руководящих
и педагогических кадров образовательных организаций Белгородской области к реализации ФГОС СОО», выявление педагогических затруднений при реализации стандарта. В семинарах приняли участие представители 33 пилотных общеобразовательных организаций из 22 муниципальных районов Белгородской области, специалисты и методисты муниципальных органов управления образованием, курирующие вопросы введения и реализации ФГОС общего образования.

Семинары были организованы на базах муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 7   г. Алексеевки, муниципального общеобразовательного учреждения «Дубовская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области с углубленным изучением отдельных предметов», муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» п. Чернянка, муниципального автономного общеобразовательного учреждения  «Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов» города Губкина, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новотаволжанская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И.П.Серикова Шебекинского района Белгородской области», муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа города Бирюча» Красногвардейского района.

Вопросы, рассматриваемые на семинарах, касались создания учебно-методических  и кадровых условий реализации нового стандарта, системы работы методической службы школы, требований ФГОС к структуре урока, психологических аспектов образовательной деятельности. Специфика семинаров учитывала разные категории участников. Так, для руководителей общеобразовательных организаций, их заместителей, руководителей методических служб после семинаров  были организованы  круглые столы «ФГОС СОО — задачи и перспективы», для педагогических работников  — тренинги по развитию  коммуникативных и психолого-педагогических компетенций  «Использование интерактивных форм взаимодействия педагога
с обучающимися».

Всем участникам семинаров, круглых столов и тренингов по окончании мероприятий предлагалось оценить качество проведенных мероприятий.

Поскольку стандарты общего образования являются преемственными, большинство педагогических работников уже имеет достаточный опыт, применимый для внедрения в образовательную деятельность на уровне среднего общего образования, ввиду чего 90,2% участников семинаров отметили, что предоставленный им материал не является для них абсолютно новым. Вместе с тем 96,7% участников отметили актуальность и востребованность полученных знаний, 93,5% — большую практическую значимость, 98,9% — хорошее оснащение семинаров, использование наглядности и материалов, способствующих повышению уровня профессиональной компетенции педагогов. Почти 100% (98,9%) участников отметили, что результат участия в мероприятиях соответствовал их ожиданиям.

С февраля 2018 года центром сопровождения ФГОС общего образования запланированы практико — ориентированные семинары по реализации стандарта на уровне среднего общего образования.

Современный урок в контексте требований ФГОС среднего общего образования

СОЗДАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ И КАДРОВЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВВЕДЕНИЯ ФГОС СОО

20-21 ноября 2017 года центром ФГОС общего образования проведено обучение руководящих и педагогических работников пилотных общеобразовательных организаций по дополнительной профессиональной программе - программе повышения квалификации «Организация образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС среднего общего образования»

Цель программы — совершенствование профессиональных компетенций руководителей общеобразовательных организаций Белгородской области, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт  среднего общего образования. Тематика, предлагаемая слушателям для изучения, касалась нормативно-правового обеспечения образовательной деятельности, психологических аспектов профессиональной компетентности педагога в условиях реализации ФГОС среднего общего образования, управления образовательной организацией. Программа включала как теоретические, так и практические занятия, в том числе профессиональный тренинг «Практические методы преодоления психолого-педагогических затруднений в работе педагога».

Анализ входного анкетирования показал высокую мотивацию руководящих и педагогических работников к обучению: 83% указали на необходимость обучения
в связи с желанием развития своих профессиональных компетенций,  72 % отметили, что тематика программы связана с  осуществляемой работой, для 27 % слушателей сыграла роль высокая репутация института как научно-методического центра.

Тестирование уровня знаний, полученных  в период обучения, показало, что все 100 % обучающихся усвоили предоставленный материал на высоком уровне, в то время когда входное тестирование определило, что только 22 % слушателей имели уровень «высокий», 44% — «средний», 34% — «низкий».

С целью методического сопровождения ФГОС общего образования обучение по указанной программе  пройдет в марте и ноябре 2018 года.

13-14 ноября 2017 года на базе ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования» прошла стажировка руководящих и педагогических работников Белгородской области, организованная сотрудниками центра сопровождения ФГОС ОО

С целью повышения квалификации руководящих и педагогических работников Белгородской области, внедряющих федеральный государственный образовательный стандарт на уровне среднего общего образования, ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования» организовал 13-14 ноября 2017 года обучение специалистов в Ленинградской области.


Программа обучения «Управление образовательной организацией
в условиях введения  ФГОС среднего общего образования», разработанная ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования», была сформирована в соответствии с запросами общеобразовательных организаций г. Белгорода, муниципальных районов и городских округов области.

Во время стажировки руководители и заместители руководителей белгородских школ ознакомились с теоретическими аспектами введения
и реализации нового стандарта, получили профессиональные рекомендации по вопросам реализации основной образовательной программы среднего общего образования и проектированию современного урока, ознакомились
с опытом сопровождения и оценки индивидуальных проектов обучающихся,  стали участниками мастер-классов по темам «Сетевая форма реализации образовательных программ», «Технологии формирующего оценивания
в старшей школе».

Практический опыт внедрения ФГОС среднего общего образования представили  МОУ «Гимназия № 11 г. Выборга», МБОУ «СОШ № 5
г. Волхов», МБОУ «Гимназии № 2 г. Тосно», МОУ «СОШ «Центр образования «Кудрово» Ленинградской области.

Все шестнадцать слушателей программы получили удостоверения
о повышении квалификации и методические материалы по вопросам реализации ФГОС.

Основываясь на положительных отзывах участников обучения,
а также на продуктивности обучения в форме стажировки, ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования» запланировал аналогичное мероприятие во втором полугодии 2017-2018 учебного года.

23 ноября 2017 года на базе ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования» проведен профессиональный тренинг «Активные методы социально-психологического обучения коммуникации»

В рамках реализации мероприятий регионального проекта «Повышение уровня готовности к реализации ФГОС среднего общего образования руководящих
и педагогических кадров образовательных организаций Белгородской области»
23 ноября 2017 года на базе ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования» проведен профессиональный тренинг «Активные методы социально-психологического обучения коммуникации». Для участия в тренинге приглашались учителя пилотных общеобразовательных организаций, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования
с 1 сентября 2017 года.

Тренинг проводился по итогам мониторинга профессиональных затруднений педагогических работников при введении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, проведенного
в общеобразовательных организациях Белгородской области в июле — августе
2017 года, в соответствии с выявленными проблемами в муниципальных районах
и городских округах. Цель тренинга – совершенствование коммуникативных компетенций, направленных на преодоление психолого-педагогических затруднений
в работе педагога.

Педагогические работники из г. Белгорода, Грайворонского и Яковлевского муниципальных районов, Губкинского городского округа под руководством кандидата психологических наук, заведующего кафедрой психологии  и дефектологии ОГАОУ ДПО «БелИРО» Гуськовой Екатерины Александровны отрабатывали  навыки эффективной коммуникации с субъектами образовательной деятельности, обучались методам взаимодействия с участниками образовательных отношений и разрешения конфликтных ситуаций,  навыкам саморегуляции.

Все участники отметили актуальность, новизну и практическую значимость тренинга.

20 июня 2017 года в ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования» проведен областной обучающий семинар по теме «Учебный план общеобразовательной организации как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы среднего общего образования»

В семинаре приняли участие заместитель  начальника департамента образования — начальник управления ресурсного обеспечения департамента образования Белгородской области Алексеева Л.М.,  проректор по развитию регионального образования ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования» Дубинина В.В., заведующий центром сопровождения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования ОГАУ ДПО «Белгородский институт развития образования» Соловьева Л.Н., методисты центра сопровождения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования ОГАУ ДПО «Белгородский институт развития образования» Хорошилова И.Л. и Яшина М.А. Целевая аудитория семинара – специалисты органов управления образованием муниципальных районов и городских округов, специалисты муниципальных методических служб, курирующие вопросы введения ФГОС среднего общего образования, руководители и заместители руководителей общеобразовательных организаций.

Цель семинара — развитие компетенций руководителей и педагогических работников по проектированию учебного плана как одного из основных механизмов реализации основной образовательной программы  среднего общего образования. На семинаре освещались вопросы формирования нормативной правовой базы по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, финансового обеспечения реализации основной образовательной программы  в соответствии с требованиями стандарта, структуры и содержательного наполнения учебных  планов,  обеспечивающих реализацию основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС СОО, составления нелинейного расписания.

Семинар завершился практикумом  по проектированию профильных и индивидуальных учебных планов общеобразовательной организации.

Презентация Нелинейное расписание

Презентация НПА ФГОС СОО

Презентация Учебный план

<br>Методическая работа

        Центром сопровождения ФГОС общего образования ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования» подготовлено  инструктивно-методическое письмо о преподавании учебного предмета (курса) «Индивидуальный проект» в 10–11 классах общеобразовательных организаций Белгородской области.

Введение ФГОС среднего общего<br>образования

В соответствии с мероприятиями, предусмотренными «дорожной картой» по введению ФГОС среднего общего образования, утвержденной приказом департамента образования Белгородской области от 04.07.2018 № 2018, центром сопровождения ФГОС общего образования проведен мониторинг  образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей) по использованию часов учебного плана и плана внеурочной деятельности. Данные мониторинга приведены в сравнении с аналогичным мониторингом, проведенным в октябре 2017 года в пилотных общеобразовательных организациях Белгородской области.

Аналитические материалы мониторинга

28 марта 2018 года приказом  ОГАОУ ДПО «БелИРО» утверждена «дорожная карта» по сопровождению реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в общеобразовательных организациях Белгородской области.

«Дорожная карта» разработана с целью координации деятельности структурных подразделений ОГАОУДПО «БелИРО» по осуществлению научно-методического сопровождения ФГОС СОО.

Комплекс мер предусматривает следующие направления:

1) нормативно-правовое обеспечение введения и реализации
ФГОС СОО;

2) организационно-методическое обеспечение реализации
ФГОС СОО;

3) кадровое обеспечение введения и реализации ФГОС СОО;

4) информационное сопровождение введения ФГОС СОО.

Приказ ОГАОУ ДПО «БелИРО» от 28.03.2018 №198-ОД

26-27 марта 2018 года центром сопровождения ФГОС общего образования ОГАОУ ДПО «БелИРО» в рамках реализации регионального проекта «Повышение уровня готовности руководящих и педагогических кадров образовательных организаций Белгородской области к реализации ФГОС СОО» проведено обучение руководящих и педагогических работников пилотных общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС среднего общего образования. На обучении присутствовало 28 слушателей.

Справка

Центром сопровождения ФГОС общего образования ОГАОУ ДПО «БелИРО» продолжается реализация мероприятий регионального проекта «Повышение уровня готовности руководящих и педагогических кадров образовательных организаций Белгородской области к реализации ФГОС СОО».

За период с января по март 2018 года проведено 4 региональных обучающих семинара по различных направлениям реализации ФГОС среднего общего образования в которых приняли участие 185 представителей пилотных общеобразовательных организаций Белгородской области.

Отчет семинары январь — март 2018

          В феврале 2018 года на заседании Ученого совета ОГАОУ ДПО «БелИРО» центр сопровождения ФГОС общего образования представил отчет о реализации «дорожной карты» по введению и реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
в 2017 году.
          С 15 до 22 декабря 2017 года центром сопровождения ФГОС общего образования проведено анкетирование руководителей пилотных общеобразовательных организаций , реализующих ФГОС среднего общего образования.
          Цель анкетирования — изучение мнения о качестве мероприятий, проведенных в 2017 году, и учет пожеланий и рекомендаций общеобразовательных организаций при планировании деятельности центра в 2018 году.

          С результатами анкетирования Вы можете ознакомиться здесь:Итоги Анкетирования 2017 года

В соответствии с мероприятиями, предусмотренными  «дорожной картой» по введению ФГОС среднего общего образования в общеобразовательных организациях Белгородской области в 2017-2019 годах, утвержденной приказом департамента образования Белгородской области от 04.07.2017 № 2018, центром сопровождения ФГОС общего образования ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования» в период с 04 октября 2017 года по 29 октября 2017 года проведен мониторинг образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей).

Аналитические материалы мониторинга

         В рамках реализации мероприятий «дорожной карты» по введению ФГОС среднего общего образования в общеобразовательных организациях Белгородской области в 2017-2019 годах, утвержденной приказом департамента образования Белгородской области от 04.07.2017 № 2018, центром сопровождения ФГОС общего образования ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования» в период с 07 сентября 2017 года по 29 сентября 2017 проведен мониторинг учебно – методического и информационного обеспечения реализации основной образовательной программы среднего общего образования.

Аналитические материалы мониторинга

          С целью подготовки к внедрению  и реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования на территории Белгородской области ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования» проведены: «Мониторинг готовности введения федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования   в  33 пилотных общеобразовательных организациях в 2017 – 2018 учебном году» и  «Мониторинг  по выявлению профессиональных затруднений педагогических работников общеобразовательных организаций при введении федерального государственного образовательного стандарта среднего  общегообразования в 33 общеобразовательных организациях в 2017 – 2018 учебном году».

      С 1 сентября 2017 года 33 общеобразовательные организации  Белгородской области и г. Белгорода приступят к реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в «пилотном» режиме.

<br>Актуальные вопросы

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации, Министерство образования Российской Федерации  акцентируют внимание на реализацию прав граждан Российской Федерации на получение общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа народов Российской Федерации, в том числе русского языка. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке», «Родной язык и родная литература» являются обязательными для изучения.  Федеральный базисный учебный план
и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования также предусматривают изучение обучающимися родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка.

«О реализации прав граждан»

ФГБНУ  «Федеральный институт педагогических измерений» разработал методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года. Методические рекомендации размещены на официальном сайте учреждения в разделе «Документы»

       Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 июня 2017 года № 613 «О внесении изменений в федеральный  государственный образовательный стандарт общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 17 мая 2012 года № 413» внесены изменения в федеральный  государственный образовательный стандарт общего образования, вступившие в силу 07 августа 2017 года.

Изменения  в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 17 мая 2012 года № 413

        С целью обновления содержания образования, методики преподавания учебных   предметов на федеральном уровне разработаны проекты предметных  концепций.  Професссионально-общественное обсуждение проектов концепций доступно на сайте: https://edu.crowdexpert.ru

С проектами  предметных концепций можно также ознакомиться:

—  на сайте «Модернизация содержания и технологий обучения в соответствии с  новыми федеральными государственными образовательными стандартами» (http://predmetconcept.ru/public/f48/img/logo_text.png);

—  в разделе «Документы центра сопровождения ФГОС общего образования (федеральный уровень)»

      Министерством образования и науки Российской Федерации подготовлена новая  редакция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. С целью общественного обсуждения проекты приказов Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  в новой редакции» и «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  в новой редакции»  представлены на официальном сайте (Федеральный портал проектов нормативных правовых актов: www.regulation.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Приказ Минобрнауки РФ  от 07.06.2017 № 506

  • Министерством образования и науки Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по введению учебного предмета «Астрономия» как обязательного для изучения на уровне среднего общего образования.

Письмо Минобрнауки РФ от 20.06.2017 № ТС-194/08

Приказ Миноббрнауки РФ от 08.06.2017 № 535

Приказ Минобрнауки РФ от 20.06.2017 № 581